LELANA.RU



Метод рефлексия.

Рефлексия как этап урока: виды, приемы.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка.
Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока.
Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?"
Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам.
Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была!
Оценку уроку поставили? Поставили!
В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"?
Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе".
Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.
Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.
В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.
При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение:
рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя".
Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

• какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

• какой вклад в общее дело он может внести;

• может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Виды.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.
Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

1. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.
Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

2. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся.
Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

3. По цели:

• Эмоциональная.
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.
Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса.
Чем больше позитива, тем лучше понята тема.
И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками.
Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д.
Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.
Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.
После обязательно следует спросить 3-4 учеников:

"Что ты чувствуешь сейчас?

Какое настроение у тебя? И т.д.

Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.
Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

• Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов.
Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):

Лесенка успеха.
Каждая ступень — один из видов работы.
Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха.
Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок.
Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Вагончики.
Каждый вагончик соответствует определенному заданию.
Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания.
У вас — 4 вагончика.
Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

"Знаки"
(удобно при обучении чистописанию).
Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов.
Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить.
Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

• сегодня я узнал...

• было трудно…

• я понял, что…

• я научился…

• я смог…

• было интересно узнать, что…

• меня удивило…

• мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.
Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Графическая: на доске таблица со знаками.

Графическая таблица

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов).
Со старшими можно ставить цели совместно.
В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.


Анкета

Анкета