LELANA.RU



Метод формирования коммуникативных УД у младших школьников в УМК «Школа России».

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям образования, можно выделить четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные, о которых и пойдет речь далее.

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение.
Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п.
При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо.
В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях.
Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире – это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УД и пр.
К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные УД формируются, когда:

• ученик учится отвечать на вопросы;

• ученик учится задавать вопросы;

• ученик учится вести диалог;

• ученик учится пересказывать сюжет;

• учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит:
«Слушаем внимательно».

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

• учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;

• уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Очевидно, что формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УД.
Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.
Рассмотрим систему заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых у учебниках УМК «Школа России».
Планирование учебного сотрудничества реализуется на разных учебных предметах, например, в уроке математики даются задания «Объясни почему…», предусматривающие работу в паре.

«Математика» М.И. Моро.

Задание: объясни, почему..

Задание: объясни, почему..

В учебнике «Окружающий мир», 2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе.
Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.

«Окружающий мир» А.А. Плешаков.

кружающий мир» А.А. Плешаков.

Умению правильно ставить вопросы помогает учебный предмет «Литературное чтение» и система заданий, предложенных в нем, например, на «Страничке для любознательных» в учебнике 2 класса после текста предложено выполнить задание:
«Придумай вопросы и задай их классу».
В учебнике математики, 2 класс, также есть задания:
«Поставь вопрос».
«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова.
«Математика» М.И. Моро.

«Литературное чтение»</b>	«Математика»

Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий мир».
Например, на с. 12-13 вопросы:
«Представители каких народов населяют твой край?»,
«Какие народы России ты знаешь?»
стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране.

«Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Окружающий мир» А.А. Плешаков

Разрешение конфликтов предусматривает выявление проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию.
Для развития данного умения авторами учебников УМК «Школа России» разработаны вопросы, помогающие найти разные способы решения ситуации.
Например, в учебнике математики авторы предлагают целый ряд заданий:
«реши задачу разными способами», «набери 13» или «занимательные рамки», предполагающие выполнение задания разными способами.

«Математика» М.И. Моро.

Математика» М.И. Моро.

Математика» М.И. Моро.

В учебнике «Литературное чтение» также встречается большое количество вопросов такого рода:

«О чем произведение?

Как бы ты его озаглавил?

Какие заглавия придумали твои одноклассники?

Какое считаешь наиболее удачным?

Почему?».

Вопросы такого плана позволяют ребенку научится анализировать и из множества вариантов выбирать наиболее подходящий.

«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова.

Литературное чтение» Л.Ф. Климанова.

Умение управлять поведением партнера развивается на основе заданий, предложенных в учебнике «Окружающий мир».
Обсуждение ситуации позволяет контролировать поведение партнеров, сформулировать правила поведения за столом, выяснить, что дети делают неправильно.

«Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Окружающий мир» А.А. Плешаков

Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий мир», «Литературное чтение»:

«Расскажи», «Как ты думаешь…»,

«Придумай свои загадки»,

«Что помогло создать это стихотворение?».
«Окружающий мир» А.А. Плешаков.
Окружающий мир» А.А. Плешаков.
«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова.

Литературное чтение» Л.Ф. Климанова.

Таким образом, работая по системе учебников «Школа России», учитель получает возможность практически на каждом уроке формировать коммуникативные учебные действия.