LELANA.RU |
|
Метод формирования коммуникативных УД у младших школьников в УМК «Школа России».В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям образования, можно выделить четыре блока:1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные, о которых и пойдет речь далее. С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире – это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УД и пр. К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коммуникативные УД формируются, когда: • ученик учится отвечать на вопросы; • ученик учится задавать вопросы; • ученик учится вести диалог; • ученик учится пересказывать сюжет; • учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно». Предполагается, что результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; • уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру; • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Очевидно, что формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера. Рассмотрим систему заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых у учебниках УМК «Школа России». Планирование учебного сотрудничества реализуется на разных учебных предметах, например, в уроке математики даются задания «Объясни почему…», предусматривающие работу в паре. «Математика» М.И. Моро. Задание: объясни, почему.. ![]() В учебнике «Окружающий мир», 2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела. «Окружающий мир» А.А. Плешаков. ![]() Умению правильно ставить вопросы помогает учебный предмет «Литературное чтение» и система заданий, предложенных в нем, например, на «Страничке для любознательных» в учебнике 2 класса после текста предложено выполнить задание: «Придумай вопросы и задай их классу». В учебнике математики, 2 класс, также есть задания: «Поставь вопрос». «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова. «Математика» М.И. Моро. ![]() Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий мир». Например, на с. 12-13 вопросы: «Представители каких народов населяют твой край?», «Какие народы России ты знаешь?» стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране. «Окружающий мир» А.А. Плешаков. ![]() Разрешение конфликтов предусматривает выявление проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию. Для развития данного умения авторами учебников УМК «Школа России» разработаны вопросы, помогающие найти разные способы решения ситуации. Например, в учебнике математики авторы предлагают целый ряд заданий: «реши задачу разными способами», «набери 13» или «занимательные рамки», предполагающие выполнение задания разными способами. «Математика» М.И. Моро. ![]() ![]() В учебнике «Литературное чтение» также встречается большое количество вопросов такого рода: «О чем произведение? Как бы ты его озаглавил? Какие заглавия придумали твои одноклассники? Какое считаешь наиболее удачным? Почему?». Вопросы такого плана позволяют ребенку научится анализировать и из множества вариантов выбирать наиболее подходящий. «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова. ![]() Умение управлять поведением партнера развивается на основе заданий, предложенных в учебнике «Окружающий мир». Обсуждение ситуации позволяет контролировать поведение партнеров, сформулировать правила поведения за столом, выяснить, что дети делают неправильно. «Окружающий мир» А.А. Плешаков. ![]() Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий мир», «Литературное чтение»: «Расскажи», «Как ты думаешь…», «Придумай свои загадки», «Что помогло создать это стихотворение?». «Окружающий мир» А.А. Плешаков. ![]() «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова. ![]() Таким образом, работая по системе учебников «Школа России», учитель получает возможность практически на каждом уроке формировать коммуникативные учебные действия. |