LELANA.RU



Игровые технологии.

« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Необходимо систематически совершенствовать и углублять знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновлять методическую литературу, использовать новые технологии в своей работе.

Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников.
Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.
Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день.
Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия.
Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков.
Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

Но все это не может заменить столь необходимого живого общения детей между собой.
Жизнь меняется независимо от наших желаний.
Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером.
Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока.
Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения.
Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо.
Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всего будет в меру
. В начальной школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю.
Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.
Трудно спорить с их эффективностью в учебном процессе. Дети часть общества, которое постоянно совершенствуется в мире компьютерных технологий.
И хотим мы этого или нет, ребенок будет осваивать этот мир, особенно интернет-сообщество. Наша задача быть впереди, чтобы показать «верный» путь. Ученик не должен быт пассивным наблюдателем, он должен быть активным создателем.
На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).
После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу:
« Давайте ещё поигрем», что свидетельствует об успешности урока.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Технология опыта. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
• Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
- По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
- По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

- Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- Наличие конфликтных ситуаций;
- Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- Контроль игрового времени;
- Элементы состязательности;
- Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.

Этапы:

- Обоснование требований к проведению игры;
- Составление плана её разработки;
- Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку
- Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
- Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

- Знакомство с реальной ситуацией;
- Построение её имитационной модели;
- Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
- Создание игровой проблемной ситуации; - Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- Разрешение проблемы;
- Обсуждение и проверка полученных результатов;
- Коррекция;
- Реализация принятого решения;
- Анализ итогов работы;
- Оценка результатов работы.

Урок – ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
- Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

Подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

Этап подготовки.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта.
В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация.
При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов).
С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.
В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.

1." Разброс мнений".

" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
2. "Вытащи вопрос". Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

-какие вопросы ученикам понравились,
-какой ответ показался более удачным,
-какие вопросы были трудными,
-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.

3. "Правила игры".

Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса:
"Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

• какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
• какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
• с каким из школьных правил ученики поспорили бы?
• кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
• каковы наиболее важные правила класса?
• с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.
4."Незавершенность".
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной.
Как этот недостаток обернуть в позитивное качество?
Попробуем провести эксперимент.
У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным.
Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Так как в учебном процессе решаются еще задачи воспитания толерантности и укрепления взаимопонимания между участниками игры.
Какова же цель игры на уроке ? Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Русский язык, пожалуй, один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы.
Но это и один из наиболее необходимых предметов!
С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно.
Задача учителя – сделать эту речь правильной.
А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!
Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?
Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.
При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.
Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I
рыбка вьюга чулок
II
подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.
Вот некоторые из них.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Игры - упражнения близки к обычным упражнениям.
Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом.
Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.
И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности. Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. На данный момент у меня 3 класс .Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.
После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Приведу примеры игр по теме «Глагол»

Закрепление понятия о глаголе

Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:
В понедельник я стирала Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала, А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач, Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья. ( П. Башмаков).

Игра “Кто больше?”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом.
Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы.
Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.
Материал для игры:
1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.

Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Игра “Объясни значение”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.
Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами.
Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Изменение глаголов по числам
Игра “Кто как кричит?”

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч..
Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч.
Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.
Материал для игры:

Коровы - (мычат),
куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),
вороны - (каркают),

Собаки – (лают),
воробьи - (чирикают),
Кошки -(мяукают),
кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),
соловьи - (поют),
Гуси - (шипят),
лягушки – (квакают),

Игра “Кто что делает?”
Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч.
Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.

Материал для игры:
Повара - (варят)
ветры – (дуют)
Кузнецы - (куют)
ручьи – (текут)
Маляры - (красят)
цветы - (цветут)
Строители - (строят)
травы - (зеленеют)
Врачи – (лечат)
дожди – (идут)

Изменение глаголов по временам
Игра “Какое время?”
Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

- развлекательная;
- коммуникативная;
- игротерапевтическая; - диагностическая;
- коррекция в игре;
- межнациональной коммуникации;
- социализации;
- развивающая;
- творческая;
- эмоциональная

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.
В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения – соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Развивающие игры на уроках окружающего мира.

Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:
? обучение учащихся чтению, счёту, письму и речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений;
? развитие умения общаться и сотрудничать;
? развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
? развитие эмоциональной и волевой сферы;
? развитие мотивационно-потребностной сферы;
? формирование положительной Я-концепции.

Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности.
В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира». Игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания;
- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.