LELANA.RU



В законе РФ «Об образовании» так сформулирован запрос общества, государства:
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК «Школа России».

С 2011-2012 учебного года все школы России работают по ФГОС.
На данном этапе миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование развитого человека, как важнейшее условие развития российского гражданского общества.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.

Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим:
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д.
Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, к о г о учат)?
Конечно, объектом.

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д.
В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе…
Вот почему давно назрел вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием и должны решать эту проблему.

УМК «Школа России» является хорошей, крепкой программой традиционного обучения.
Педагоги УМК «Школа России» учли опыт учителей развивающего обучения и взяли из него самое актуальное на сегодняшний день, те приемы, которые можно использовать для традиционного обучения.

Деятельностный подход должен стать основой любой системы – будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова,
или любой традиционной системы, в данном случае УМК «Школа России».

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для построения деятельностного урока важно понять, какими должны быть критерии его результативности .
Для этого можно использовать такую таблицу.

Критерии результативности.

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3.Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

4.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

5.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

6.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

7.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

8.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9.Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения

11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Для того чтобы урок по традиционной системе стал развивающим, УМК «Школа России» предлагает соблюдать определенную структуру урока, которая основана на требованиях психологов по развитию личности детей.
УМК «Школа России» предлагает отказаться от того, что учитель дает знания в готовом виде.
Для этого нужно отобрать специальные формы и приемы организации учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.

УМК «Школа России» предлагает отказаться от традиционного организованного момента в пользу установления межличностного контакта с детьми.
Это может быть необычное приветствие, отвлеченный факт, цитата, высказывание, вопрос.

Включение в предметную деятельность.

Детей необходимо включать в предметную деятельность.
Для этого детям предлагаются задания, создающие ситуацию успеха- этот способ действия усвоили хорошо.
Но учитель на этом этапе включает новые, неизвестные детям задания, которые требуют решения.
Дети понимают, что способ решения им неизвестен и ставят перед собой цель.
Таким образом, дети осознано ставят цель сами.

Далее идет анализ проблемной ситуации, выявление места и причины затруднения, выдвижение предположений, т.е. дети пытаются на основе тех знаний, которыми они обладают, решить проблемную ситуацию и получить новое знание.
Здесь можно применить прием «Думанье руками».
Для этого необходимо создать ситуацию, в которой ребенок в процессе организованной дискуссии обнаружит свое суждение.
Только в этом случае задача найдет у него эмоциональный отклик, что обеспечит ее приятие.
Учитель строит работу детей по добыванию нового знания, а не дает его в готовом виде.
Полученную информацию дети могут зафиксировать в виде схем, рисунков, таблиц, т.е. графически.

Во время закрепления изученного материала учителя применяют различные приемы и методы.
На уроках часто используется прием « графических ассоциаций».
Они усиливают орфограмму, т.е. делают более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.

- Орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова.
На место «проблемной» буквы вставляется рисунок, ее напоминающий.
- Лучше запомнить орфограмму словарного слова помогает составление ребусов.
Очень любят дети задания с «ловушками».
Это задания с недостающими или лишними данными или задания, выполненные кем - то с ошибками
( на страницах учебника, доске), которые специально провоцируют ребенка на собственные суждения, или задания,
способ выполнения которых очевиден или давно ребенку знаком,
но в новых изменившихся условиях оказывается очевидно нелепым и требует создания нового.

Хр_брец - храбрый

П__ ляны- пыль

П_ сатель- пишет

Т_ щить (сумки)- тощий

Интересны задания творческого характера, например сочинение стихов.
Стихи позволяют выразить то, что не всегда удается передать в прозе.
Можно предложить следование достаточно строгому алгоритму, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства школьников.

Можно предложить детям написать хайку по такой схеме:

1.Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

2.Строчка 2:Какого?

3.Строчка 3:Как?

Снегирь

Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…

Тоска

Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…

Учитель наполняет эти задания соответствующим программным содержанием самостоятельной учебной деятельности.
Главное, к чему должен стремиться учитель, это не механическое запоминание, а задания творческого и поискового характера.
Это учит детей планировать, преодолевать трудности и самостоятельно учиться.

Конечно, необходима и самостоятельная работа и контрольные задания, но УМК «Школа России» стремится к тому, чтобы дети сами себя умели контролировать на каждом этапе – не потому, что учитель этого требует, а потому, что мне это надо самому.
Во время поверки умений и навыков используются оценочные шкалы, лестницы успеха, корзины идей и другие приемы.

Итоговая рефлексия проходит в два этапа:
учебная и рефлексия эмоционального состояния.

Рефлексия содержания учебного материала.

Учитель спрашивает у детей, какая цель была поставлена на уроке.
Дети должны ответить, что они делали для достижения этой цели и достигли ли ее.
На этом этапе возможна постановка цели на следующий урок.
В данном аспекте рефлексии можно использовать прием незаконченного предложения.

Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:

- трудолюбива,

-добра

- почтительна

-скромна

Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:

- ленива

- зла

- неуважительна

- груба

- высокомерна

Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц:
веселого, грустного и нейтрального, лучики солнца, ассоциативное представление по цвету.

При таком регулярном построении урока (эта структура, конечно, довольно условна) у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как

- внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;

- овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы;

- воспринимать и анализировать сообщения, владеть действием моделирования;

- учитывать позицию собеседника, осуществлять и организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация программы «Школа России» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития;
для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.
Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.

Построение методического аппарата УМК «Школа России» направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, на¬правленных на включение младших школьников в деятельностное осво¬ение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

• ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учеб¬ную деятельность;

• значительный воспитательный потенциал;

• преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и во¬просов, инициирующих детское действие с целью овладения универсаль¬ными учебными действиями (УУД);

• проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

• практическая направленность содержания учебного материала с опо¬рой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

• возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окру¬жающего мира;

• возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

• возможности для работы с современной информационно-образова¬тельной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обе¬спечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

• ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

• возможности для разнообразия организационных форм обучения: ин¬дивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России»,
ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу.
Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова¬ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.
Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т. е. формирует регулятивные УУД.

Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позволяет учителю выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.
В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД.
При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.
Объединение завершённых предметных линий в систему учебников УМК «Школа России» (при эффективной поддержке различных учебных, дидактических и методических пособий, включая ЭОР и интернет-поддержку) осуществляется посредством:

— комплекса базовых предметных и межпредметных понятий, заложенных в содержание системы учебников с целью формирования у школь¬ников целостной картины мира;

— системы заданий, учитывающих специфику предметного содержания и направленных на формирование универсальных учебных действий с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— методического обеспечения реализации системно-деятельностного подхода;

— специальной системы навигации учебников (и учебных пособий), позволяющей ученику как ориентироваться внутри УМК «Школа России», так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь учителю организовать процесс обучения, с одной стороны под цель, направленную на получение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, с другой стороны — как средство формирования универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных качеств (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС.