LELANA.RU



Основные принципы обучения детей правилам дорожного движения.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.
На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.
Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие.
Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия.
Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности.
У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам.
С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка.
С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями.
Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге.
Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности.
Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует.
Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Основные методы обучения правилам дорожного движения

Внушение.
Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру.
Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия.
Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры.
Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение
– это доказательство истинности того или иного положения.
На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение.
Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя.
Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым.
Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии.
Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей.
Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример.
Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается.
Психологическая основа примера – подражание:
дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же.
Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами.
Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение.
Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения.
Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.
В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий.
Закрепившись в сознании, она становится устойчивой.
Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение.
Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.
В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника.
Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями.
Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности.
Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Примерный перечень материалов в уголке по безопасности дорожного движения.

1.Информация о проводимых в школе мероприятиях, связанных с изучением ПДД:

игр, конкурсов, соревнований и т.д. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.

2.Информация о ДТП, происшедших с участием учащихся школы и краткий разбор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию).

Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с происшедшим ДТП.

3.Информация о нарушителях ПДД – учащихся школы, с указанием фамилий, класса, характера нарушения, со ссылкой на ПДД и о мерах, принятых к нарушителям.

4.Информация для родителей.

5.Наглядная агитация по безопасности дорожного движения (что обозначают дорожные знаки и разметки, как безопасно перейти дорогу и т.д.).