LELANA.RU



Методы контроля и самоконтроля.

• Методы контроля.

• Методы самоконтроля.

-Методы контроля.

Применяется в виде:
- тестирования;
- письменной контрольной работы;
- интерактивного теста;
- устных и письменных опросов;
- зачета, экзамена и др.
Цель использования - определение уровня усвоения программного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся, планирование индивидуальной корректирующей работы..

-Методы самоконтроля.

Применяется в виде самопроверок и взаимопроверок;.
Цель использования - формирование навыка самооценивания, объективности в оценивании работ одноклассников.

Методы контроля.

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся.
Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.
Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.
Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся:
контрольно-оценочная и обучающая, ее виды: текущий, периодический или тематический, итоговый контроль.

Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы.
Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы.

Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории.
Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются:
контрольно-обобщающие уроки, зачеты.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения какого-либо курса истории или обществознания.
В своей работе я использую все виды контроля.
Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания я применяю разные типы и формы:
устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.

I. Устные.
- пересказ материала учебника;
- описательный рассказ с опорой на наглядный образ;
- изложение фактического материала по составленному учителем плану;
- задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили). - изложение материала с использованием модулей. Например: используя модуль "Революция".
1. Предпосылки революции (наличие революционной ситуации).
2. Повод.
3. Цели.
4. Движущие силы.
5. Характер.
6. Этапы, ход событий.
7. Итоги. 8. Историческое значение.

II. Письменные.
- индивидуальные письменные задания: дать определение понятиям;
- письменные задания по раздаточному материалу. Например: Средневековая ярмарка, Мастерская средневекового ремесленника.
- использование тестов;
- написание творческих сочинений. Например: "Представьте, что Вы побывали в гостях у Перикла".
- написание эссе.

Тестирование учащихся имеет такие преимущества, как:
1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.
2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.
3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
4. Объективность тестового контроля.
5. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов).
6. Единство требований ко всем испытуемым.

Различают следующие виды тестов: избирательный, многовариативный, альтернативный, закрытый, тест перекрестного выбора, тест идентификации.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы.
Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса.
При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов.
Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

III. Практические.
1. Работа с документами.
2. Составление таблиц.
3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.
4. Составление схем.
5. Составление опорных конспектов.
6. Составление планов ответа.
- индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников).
- фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).
- групповые методы, при работе над творческими заданиями :
экологический проект по обществознанию. 8 класс, решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.
- нетрадиционные формы контроля:
составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки.
Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12.
Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов.
Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторину лучше проводить на начальной стадии урока или на стадии его завершения.
Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала.
Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала учитель объявляет тему викторины.
После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы.
Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
- коллективный способ проверки знаний.
Например: игра - путешествие по теме "Первобытность". 5 класс,
урок - турнир по курсу Средние века. 6 класс,
урок - аукцион знаний. Обществознание 9 класс,
урок - выборы в государственную думу 11 класс.
- составление тестов.
- составление презентаций. (итоговый контроль)

При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:
1) письменные:
а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,
б) сочинение на тему.

Применение ИКТ.
В современных условиях - условиях компьютеризации и использования ИКТ, применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ.
1. Использование учебных электронных изданий.
Например: Учебное электронное издание предполагает тестовые задания после каждой изученной темы.
2. Использование учебных электронных заданий.
Если есть возможность (при работе в компьютерном кабинете) каждый работает индивидуально.

Методы самоконтроля.

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
Приемы взаимоконтроля.

3-й этап. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Контроль уровня владения знаниями, умениями, способами действий определяется как процедура получения информации об учебной деятельности и ее результатах.
Оценка уровня владения знаниями, умениями, способами действий понимается как процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка – результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение.
В школе принята следующая система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся:
бальная - 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно),
качественная - «зачтено», «не зачтено».

Самооценка – компонент деятельности, не связанный с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, т.е. самостоятельное соотношение достигнутых результатов с планируемыми целями.
Начиная с начала учебного года, в своей деятельности я использую индивидуально-ориентированную систему обучения (ИОСО), пока только с учащимися с индивидуальной формой обучения.
Главным результатом своей деятельности я считаю развитие у учащегося самостоятельности, рефлексии, способности оценивать по критериям, формирование набора ключевых компетенций.
При этом качество образования (оценки “хорошо” и “отлично”) при такой технологии будут возрастать.
Каждый ученик получает индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП), в котором отражены его письменные и устные задания.
В этом случае, даже если ученик болеет, либо пропускает школу по другим причинам, он в любом случае не выпадает из процесса обучения, а возвращается и сдаёт темы, точно знает домашнее задание.
А самое главное, он определяет уровень, ведь обязательными являются задания на “3”, а дальше на выбор ученика.
Уровень психологического комфорта на таких занятиях повышается за счёт того, что ученик не боится получить отрицательную оценку.
Ведь он всегда может вернуться и переделать задания прошлых уроков во время работы по индивидуально ориентированным учебным планам.

Во время уроков проводятся упражнения — тренинги по формированию адекватной самооценки и рефлексии.
Вот некоторые из них:
1. Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях).
- Откройте тетради и проследите, какие замечания вы получили.
Попробуйте разобраться, почему? А могу ли я лучше?
- Довольны ли вы своим результатом? Почему?
2. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке.
Такой анализ провожу обычно в конце урока.
«Что получилось удачным на уроке, интересным?» или «Какая работа вас заинтересовала?»
З. Выполнение самооценки на различных этапах урока.
Приведу примеры с уроков:
Ученики выполняют тест или проверочную работу в тетради.
На полях ученики рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает, по их мнению, насколько правильно они выполнили свое задание.
Чем выше они ставят крестик, тем выше они оценивают свою работу.
Затем учитель на этой же шкале ставит свою оценку, а потом идет анализ поставленных оценок.

Оценочные шкалы должны быть разными и обладать гибкостью, показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.
Другой вид шкалы на полях, когда учитель в начале урока просит нарисовать на полях две шкалы: одна шкала активности, а другая – правильности.
Затем учитель задает вопрос:
«На каком уровне: высоком, среднем, низком – вы будете работать на уроке, отметьте крестиком на шкале?».
В конце урока учитель предлагает посмотреть на шкалу самооценки, где ученики в начале урока отмечали свою активность и правильность ответов, и на этой же шкале, только уже другим цветом, оценить, как школьник работал в течение урока.
Для самооценки учащихся можно использовать листы самооценки, которые по содержанию могут быть также разными.
Например, при изучении новой темы дети в листах могут отметить знают ли они какую-либо информацию о новой теме.
В конце урока, пользуясь тем же листом самооценки ученик может отметить значимость новой темы.
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Несмотря на короткий промежуток времени, отведенный на практику, я увидела, что при системном подходе к использованию новых методов и приемов обучения можно достичь более высоких результатов.
Я поняла, что основной причиной не всегда эффективного обучения являлась установка на ведущую роль учителя в обучении.
То есть, учащиеся получали готовые знания, которые им преподносит учитель, их основной ролью на уроке было слушать, запоминать и применять и закреплять их на практике.
Поиск и обработка учебной информации ими самими были на низком уровне.
Так как порой я, как и многие учителя, предпочитала сама объяснить новый материал, чем предоставить им большую самостоятельность в его изучении.
Проведенные мной уроки показали, насколько важно больше времени уделять на самостоятельное изучение детьми учебного материала.
Дать возможность самим критически подойти к его обработке.


Литература:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996 г.