LELANA.RU



Конспект урока по теме: «Индустриализация в СССР:успехи и неудачи». (10 класс)

Применяемые методы.

1.Методы формирования новых знаний и способов действий.

- Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Цель использования - формирование необходимого объема знаний, тренировка памяти.

2.Методы контроля и самоконтроля.

- Метод контроля - тестирование.

Цель использования - Определение уровня усвоения программного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся, планирование индивидуальной корректирующей работы.

3.Методы формирования личностных результатов.

- Методы с использованием примеров, аналогий, воспитывающих ситуаций.

Цель использования - формирования и устойчивое повышение личностных результатов обучающихся.

Цели урока:

- Образовательная.
1) Выявить причины, цели и итоги индустриализации в СССР.
2) Познакомить с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР.
3) Выявить истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.

- Развивающая.
1) Формировать у учащихся умение работать с исторической картой и различными источниками информации.
2) Формировать у учащихся умение логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон.

- Воспитательная.
1) Подвести учащихся к пониманию роли индустриализации в истории нашей страны. Пробудить понимание в каких тяжёлых условиях СССР удалось достичь таких больших успехов.

Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, беседа, воспитывающий.
Приёмы: слово учителя, образная характеристика, изложение-рассуждение, комментирование.
Оборудование: Мультимедийная презентация, слайды и схемы.

Основные понятия:

- Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности.
- Пятилетка – план развития народного хозяйства.
- Форсирование – ускорение, увеличение напряжённости или темпа в какой-либо деятельности.
- Стахановское движение – массовое явление, когда новаторы производства добивались рекордов, это были рабочие, колхозники, инженерно-технические работники.
- Социалистическое соревнование – массовое движение трудящихся в CCCP, обеспечивающее рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества продукции, чёткий трудовой ритм, своевременное выполнение договорных обязательств, бережное использование ресурсов.

Персоналии:
- А. Н. Грязнов – знаменитый сталевар-стахановец.
Грязнов Алексей Николаевич связал свою жизнь с Магнитогорском в 1934 г., когда приехал сюда осваивать профессию сталевара, в которой позже сильно преуспел и стал ударником производства.
- В. Е. Калмыков – первостроитель, ударник Магнитостроя.
Бригада В. Е. Калмыкова вышла в передовые, обгоняя таких известных на плотине бетонщиков, как Левочкин, Захаров, Пивоваров.
Девизом бригады стало: «Не уйду со стройки, пока не выполню две нормы». По 220-250 замесов давала бригада.
- А. Г. Стаханов – советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда.

План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
1) Причины индустриализации.
2) Дискуссии по поводу методов индустриализации.
3) Сущность и методы проведения индустриализации.
4) Итоги, последствия индустриализации: плюсы и минусы.
III. Первичное закрепление материала.
IV. Домашнее задание.

Этапы урока.

Деятельность учителя.
Деятельность ученика.
I. Организационный момент. Постановка задачи перед учениками. (3 мин.)
Деятельность учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок истории. Какой будет тема нашего урока?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте посмотрим на слайд. Ваша задача составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством связи изображений. Составление логической цепочки.
Так, о чем мы будем говорить на уроке?
(Об индустриализации.)
Сегодня мы поведем речь об одном из самых сложных и противоречивых событий отечественной истории – об индустриализации.
Эта тема особенно актуальна сегодня для нас, т.к. многочисленные экономические эксперименты последних лет вновь поставили на повестку дня вопрос о том, что необходимо сделать для дальнейшего развития промышленности.
Давайте вместе с вами попытаемся понять, в чем заключалась необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 1930-е гг., каковы были её цели, средства, достижения этих целей и результаты.

Деятельность ученика.
Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Ученики делают задание и отвечают на вопрос учителя.
Ученики слушают цель урока, затем записывают план занятия.

II. Изучение нового материала (35 мин.)
1) Причины индустриализации.
Вы знаете, что ещё в конце XIX века в России была попытка осуществить индустриализацию.
Проходили экономические реформы С. Ю. Витте.
Вспомните, каковы были цели модернизации страны?
Давайте вместе выясним причины индустриализации 1930-х гг.

Составление кластера.
Предполагаемые ответы:
1) Замедленные темпы развития экономики в СССР.
2) Россия – аграрная страна, с преобладанием мелкого производства.
3) Опустошения первой мировой и гражданской войн, интервенция.
4) Отставание от развитых государств в 5 – 10 раз.
5) Большая доля ручного труда.

Ученики слушают пояснение учителя, выполняют задание учителя.
2) Дискуссии по поводу методов индустриализации.
Теперь давайте познакомимся с методами индустриализации.
Используя материалы документов и учебника подготовьте речь:
1) в защиту проведения индустриализации форсированными темпами, любой ценой.
2) в защиту умеренного метода преобразований.
Ученики делятся на группы и приступают к работе.

Вопросы:
Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
Почему победила точка зрения Сталина?
Ученики слушают пояснение учителя и приступают к самостоятельной работе.
3) Сущность и методы проведения индустриализации.

В 1929 г. И. В. Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в 4 года!» и официально было объявлено, что первая пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.
Хотя реальные достижения отставали от плана, но тем не менее они впечатляли.
На основе предложенных документов отметьте на карте основные стройки первых пятилеток.
Работа с картой. Составление атласа.

Учитель: Однако, несмотря на явную очевидность необходимости проведения индустриализации, очень остро стоял вопрос о том, где взять средства для ее осуществления.
Среди руководства страны не было единства по поводу того, за счет чего или кого осуществлять индустриализацию.
Давайте подумаем и выясним, какие источники проведения индустриализации использовали власти.
Учитель: Стахановское движение имело определенные преимущества перед, например, социалистическим соревнованием.
Это была не просто погоня за количеством, но и новое качество организации труда.
Руководство страной понимало, что повышать эффективность экономики необходимо в том числе и за счет интенсивных факторов.
В первую очередь за счет повышения качества профессиональной подготовки трудящихся.
Большевики выдвинули лозунг «Кадры, овладевшие новой техникой, решают всё!».
Рассказ о стахановцах Магнитки.
Ученики слушают пояснение учителя и приступают к самостоятельной работе.

4) Итоги, последствия индустриализации: плюсы и минусы.

Для того, чтобы оценить итоги индустриализации, я предлагаю вам обратиться к статистике.
И хотя современные историки считают, что по большинству показателей ни первая, ни вторая пятилетка так и не были выполнены, цифры, приведенные в таблицах.

Вопросы к таблицам:
1. Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
2. Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
3. Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
Ученики выполняют задание учителя.
III. Проверка изученного материала.(3 мин.)
Сейчас вам нужно будет решить проверочную работу, состоящую из 10 вопросов.
Ученики решают проверочную работу.

IV. Домашнее задание. (2 мин.)
Параграф 18. Вопросы 1,3,5.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции.

Страны 1918–1929 г. 1930–1941 г.
СССР 6,9 16,5
США 3,1 1,2
Великобритания 1,2 2,1
Франция 7,9 - 2,2

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий.

Годы Число предприятий
1918-1927 (за 9 лет) 2200
1-я пятилетка (1928-1932) 1500
2-я пятилетка (1933-1937) 4500

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей.

Виды производства Фактическая мощность в 1913 г. Введено мощностей в ходе индустриализации
Уголь, млн. т. в год 29 189
Железная руда, млн. т. в год 9 29
Чугун, млн. т. в год 4,2 14,6
Сталь, млн. т. в год 4,3 13,9
Автомобили тыс. шт. 0 200
Тракторы, тыс. шт. 0 100


Тест: «Индустриализация в СССР».

1. Отметьте два положения, которые характеризуют индустриализацию 30-х гг. Индустриализация проходила:
А. В условиях закрытой экономики («за железным занавесом»).
Б. На основе общегосударственного плана.
В. На основе рыночной экономики, при господстве товарно-денежных отношений.
Г. Преимущественно в легкой промышленности.
Д. В условиях стихийного развития производства.

2. Укажите четыре источника капиталовложений, инвестиций на проведение индустриализации в СССР:
А. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность.
Б. Государственная монополия на спиртные напитки.
В. Денежная эмиссия.
Г. Введение новых налогов.
Д. Вывоз культурных ценностей.

3. Командно-административная система характеризуется:
А. Полным подчинением производства государства.
Б. Свободой предпринимательства.
В. Невмешательством государства в экономику.
Г. Самостоятельностью производителей продукции.

4. Командно-административная система характеризуется:
А. Сверхцентрализацией экономики.
Б. Самостоятельностью производителей продукции.
В. Широким применением экономических методов управления хозяйством.
Г. Действием рыночных механизмов в полном объеме.

5. Командно-административная система характеризуется:
А. Предельным ограничением сферы деятельности рыночных механизмов.
Б. Невмешательством государства в хозяйственную сферу.
В. Преимущественным развитием легкой промышленности.
Г. Децентрализацией экономики.

6. Основными целями индустриализации СССР НЕ были:
А. Ликвидация технико-экономической отсталости страны.
Б. Достижение экономической независимости.
В. Интеграция советской экономики в мировой рынок.
Г. Создание мощной оборонной промышленности.

7. Основной целью индустриализации была:
А. Ликвидация технико-экономической отсталости страны.
Б. Создание мощной оборонной промышленности.
В. Первоочередное развитие легкой промышленности.
Г. Первоочередное развитие тяжёлой промышленности.

8. Укажите неверное утверждение.
Скачок в развитии промышленного производства в 1930-е гг. был достигнут за счет:
А. Сельского хозяйства.
Б. Централизации внутренних источников.
В. Работы репрессивных органов.
Г. Углубления связи с экономикой развитых капиталистических стран.

9. В 1930-е гг.:
А. Сократилось отставание СССР от развитых капиталистических стран.
Б. Увеличилось отставание СССР от развитых капиталистических стран.
В. Сократились темпы роста промышленного производства.
Г. Увеличилось аграрное перенаселение.

10. Индустриализация в СССР привела к:
А. Паданию промышленного производства.
Б. Развитию преимущественно легкой промышленности.
В. Интеграции советской экономики в мировой рынок.
Г. Созданию мощной оборонной промышленности.