LELANA.RU



Методы формирования личностных результатов.

Применяются в виде:
бесед;
убеждений;
внушений;
поручений;
соревнований;
примеров;
аналогий;
рефлексивных методов;
воспитывающих ситуаций и др.
Цель использования - формирования и устойчивое повышение личностных результатов обучающихся.

Применение на уроках истории и обществознания личностных универсальных учебных действий, способствующие формированию и повышению личностных результатов обучающихся.

Новейшие условия нашей жизни определяют новые требования к социальному портрету школы.
Сформированность универсальных учебных действий, является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Для нашей жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Школа должна «научить учиться.
Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
ФГОС предполагает, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в системе деятельностного подхода.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».
Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный,
- Регулятивный,
- Познавательный,
- Коммуникативный.
Я бы хотела остановиться на личностных универсальных учебных действиях.
Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе.

К важнейшим личностным результатам при изучении истории и обществознания в средней школе, относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- Участие в проектах: выбор интересной для ученика темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.
- Творческие задания;

Дневники достижений:
- предметное портфолио помогает учителю создать ситуации успеха для каждого ученика, повышает самооценку и уверенность в собственных возможностях;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого школьника;
- развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
- формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- в приобретении навыков рефлексии, формировании у школьника умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Личностное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Школьник начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Например: на уроке истории в 8 классе, ученикам предлагается отрывок из произведения «Бородино» М.В. Лермонтова, стихотворение звучит в контексте с темой «Отечественная война 1812 года».
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

После чтения стихотворения, после работы по его содержанию, ученики приходят к выводу, что главное нужно пожертвовать меньшим, а получить большее.
Ученики оценивают исторический факт и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Ребята задумываются о таких понятиях, как добро, терпение, Родина, настоящий друг, справедливость.

Личностные ууд формируются и при дифференцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов.
На данном этапе формируется адекватная самооценка, учебная мотивация, умение ставить цели.

Новые стандарты предполагают, что личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию и истории являются:
- мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
- на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, а так же своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Литература:

1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
2.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999.
3.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. 1998.
5.Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005.
6.Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286.
7.Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.
9.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, М.1998
10.Селевко Г..К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.